Детский сад №120 "Умка" г. Братск, Иркутской обл.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО 

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ильинкова Г.Р.

МБДОУ «ДСКВ №120»

 

Почему развитие социального и эмоционального интеллекта детей стало чрезвычайно актуальным для сегодняшнего образования? Одна из главных причин состоит в усилении противоречий внутри общества.  Социальные проблемы обострились настолько, что  у людей складывается ощущение, что общество как бы внутренне распадается. Мигранты плохо адаптируются к новым условиям проживания, дети из социально незащищенных  слоев не могут пробиться наверх и живут с чувством тотальной несправедливости устройства мира. Растет агрессивность подростковых сред. Оглушенные лавиной информации дети становятся эмоционально тупыми – это нормальный защитный механизм, направленный против обилия негативной информации, но в результате у них притупляются чувства, разрушается способность к сочувствию. Какое образование должен получить ребенок, чтобы он мог успешно справиться с теми непростыми социальными ситуациями, которые ему встретятся в ближайшем и отдаленном будущем?
Ведь для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей, культуры общения в различных житейских ситуациях.

Актуальность и возможность изучения  проблемы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте определяется тем, что  это период наиболее активной социализации личности. Учитывая это, в содержание программы дошкольной подготовки в образовательной системе «Школа 2100» введены специальные учебные курсы, позволяющие постоянно, на различном уровне сложности формировать у детей гибкие навыки социального, коммуникативного поведения. Учитывая то, что в дошкольном возрасте социальный интеллект только начинает формироваться, особое значение в этом возрасте придается развитию основной его структурной составляющей – коммуникативно-личностному компоненту. Для решения данной проблемы нами был реализован проект по теме: «Развиваем коммуникативные способности, развиваем социальный интеллект», направленный на развитие коммуникативно-личностного компонента в структуре социального интеллекта у старших дошкольников.

 

Коммуникативные способности играют большую роль в развитии социального интеллекта, в готовности ребенка к школьному обучению. Благодаря им у ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности - учебной. Предпосылки этого процесса закладываются в дошкольном учреждении, когда воспитатель продумывает и четко выстраивает образовательные ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослым и сверстниками. В результате дети начинают понимать специфическую позицию педагога и его профессиональную роль. В учебной ситуации взрослый выступает не просто как человек, который рассказывает что-то интересное и предлагает пообщаться по этому поводу. Педагог ставит учебную задачу, которую необходимо решить ребенку. Правильное восприятие ситуации занятия, истинного смысла вопросов взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с целями образовательного процесса.

Не менее важным является общение и взаимодействие детей друг с другом. В обществе сверстников ребенок чувствует себя равным среди равных. Благодаря этому у него развиваются самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых знаний. Соответствующий уровень развития общения ребенка с ровесниками, заложенный в дошкольном возрасте, позволяет ему адекватно действовать в школе. Наиболее эффективный результат в достижении поставленных целей дает использование личностно-ориентированных технологий на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников. Основной и ведущей технологией обучения детей в образовательной системе «Школа 2100» является технология проблемно-диалогического обучения (А.А. Леонтьев). Данная технология не только создаёт положительную мотивацию к учебной деятельности, но и обеспечивает эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях игровой ситуации.

Также наш выбор остановился на социо-игровой педагогике (социо-игровой стиль приобщения к делу) В.З. Шулежко. Эта технология  помогает, как нельзя лучше, выстраивать деловые отношения воспитателя с детьми и детей друг с другом на основе любимого и ведущего в дошкольном виде деятельности - игре.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, А.В.Мудрик), мы предположили, что наиболее продуктивной социальной средой для развития коммуникативно-личностного компонента, как наиболее важного в структуре социального интеллекта, в старшем дошкольном возрасте является  полноценное общение ребенка со взрослыми  и сверстниками на специальных занятиях по риторике общения, других занятиях, проводимых узкими специалистами, а также  в коммуникативных играх, организуемых педагогами  в свободной деятельности.

Свою задачу мы видим в том, чтобы отработать механизмы взаимодействия между всеми педагогами в решении общих задач развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Для детей старшего дошкольного возраста нами была разработана специальная система коммуникативно-личностного обогащения обычных для детского сада, ежедневных занятий по разделам: «Здравствуй, мир», «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», «Математическое развитие» расширенным гуманно-коммуникативным контекстом (через использование развивающих технологий на основе социо-игровой педагогики, проблемно-диалогического обучения,  дидактических игр, упражнений на отработку позитивного взаимодействия, самопознания). Все это ориентировало  обучающие программы в направлении развития и саморазвития у детей основных структурных компонентов социального интеллекта.

Кроме насыщения содержания программных занятий в ОУ позитивным коммуникативным материалом, были организованны также специальные занятия по программе «Риторика общения» (З.И. Курцева) в образовательной системе «Школа 2100».

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Программа рекомендует формировать у ребенка 5-6 лет следующие речевые умения:

- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль — так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь — так плохо звучит речь и т.п.)

- ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

- владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко — тихо, быстро — медленно, с какой интонацией и т.п.;

- внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

- соотносить вербальные и невербальные средства общения.

На занятии должна царить атмосфера взаимопонимания, добра и доверия. Поэтому существенную роль на данном занятии играют театральные куклы, игрушки. Так, с большим успехом мы использовали театральную куклу Буратино, маленького забавного деревянного человечка, добродушного и отважного любимца детей. Буратино был непосредственным участником многих занятий, своеобразным посредником между детьми и педагогом. Буратино провоцировал дошкольников на активное, заинтересованное включение в конкретную ситуацию общения, он стимулировал их речевую деятельность.

Основным методом работы с детьми на занятиях явился метод дискуссии, которая протекает как активное межличностное взаимодействие детей друг с другом и со взрослым. Метод дискуссии лежит в основе проблемно-диалогической технологии. Слово «диалогической» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляется самими детьми в ходе специально-организованного диалога. Подводящий диалог к открытию нового знания в начале занятия  заставляет детей подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации, если что-то очень хочется узнать или сделать, но они этого не знают и не умеют. Следующий затем побуждающий к выдвижению  и проверке гипотез диалог позволяет нам варьировать формы обучении (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной).

 Очень важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации.

Умения работать в группе (согласовывать свои действия со всеми участниками в достижении общей учебной цели, умения договариваться, приходить к общему мнению и др.) необходимо развивать. С этой целью стали применять в работе социо – игровую педагогику, которая предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям.

Организовали работу детей на занятиях в малых группах. Это самый простой путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, создания в детском коллективе микрогрупп (малых социумов). Сначала объединяли детей в пары по их желанию. Учили работать дружно, помогать друг другу, уступать. Далее объединяли в группы по три, четыре и шесть человек.

 В основе социо - игрового стиля лежат социо-игры. Если “социо” – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Для мотивационного настроя  на занятие  часто применяем такие социо-игры: “Давайте познакомимся”, “Встреча ”, “Замри”, “Разведчики”, “ “Волшебная палочка”, “Летает – не летает”, “Расчёт с двух концов”. Также используем игры-разминки для перехода от одной деятельности к другой: “Руки – ноги”, “Заводные человечки”, “Замри”,  “Карлики – великаны”. При выполнении заданий  не подталкиваем, не вмешиваемся в работу детей. Это коллективные игры, в которых у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это “вовремя” и является основной трудностью. Причём для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно выполнить задание, а для всего коллектива – умение не вмешиваться в работу каждого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу оказывается совсем непростым делом для участников. Особенно полезно оно для детей  не умеющих дослушивать, уступать, дожидаться. Для того чтобы дети могли использовать новые знания в других ситуациях общения, используем игры: «Эхо», «Разыгрывание речевых ситуаций в парах» (приветствия, прощания), «Разыгрывание диалогов в парах», «Зашифрованное правило», «Найди отличия», «Общение в паре» и др.). Для развития творчества используем игры: «Сочини чистоговорку», «Магазин», «Зеркало», «Торт», «Сценки и истории», «Животные».

Коммуникативные игры проводим не только на занятиях, но и в свободной деятельности. При проведении игровых заданий и упражнений  придерживаемся следующих правил:

позиция воспитателя. Я для детей – равноправный партнёр, умеющий интересно играть, организовывать игры, выдумывать их; снимаем судейскую роль и передаем её детям, так как это предопределяет снятие страха ошибки у детей; даем свободу и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков, но свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам; используем смену мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы: в центре группы, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной; ориентируем детей на индивидуальные открытия, делаю их соучастниками игры или задумки; создаем детям трудности и учим их преодолевать. У детей не вызывает интереса то, что легко и просто а то, что трудно – интересно; стремимся, чтобы дети на занятиях двигались и были активны; стремимся к принципу полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Никогда не используем оценки “правильно”, “хорошо”, “у тебя лучше”, “ты молодец”, а стремимся, чтобы дети признавали равноправными всех детей в своей микрогруппе.

Нами был также разработан консультационный блок работы, направленный на  углубление и развитие коммуникативной компетентности педагогов. Весь обучающий процесс был ориентирован главным образом на то, чтобы все его участники овладели технологией личностно-ориентированного взаимодействия.

Здесь не обойтись без сотрудничества, соавторства, согласования действий. Взаимодействуем с педагогом-психологом. Вместе мы решаем задачи психологического развития детей, участвуем в совместной работе по выполнению индивидуальной коррекционно-развивающей программы.  Совместно с музыкальным руководителем проводим культурно-досуговую деятельность, решаем задачи развития коммуникативных способностей дошкольников. С инструктором по физическому воспитанию проходят консультирования о создании в группе условий для организации двигательной деятельности; использовании нетрадиционного оборудования; физическом развитие детей, а также вместе решаем задачу по развитию здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. Совместная работа с педагогами дополнительного образования направлена на то, чтобы, используя единые требования, подходы, образовательные технологии, обеспечить каждому ребенку освоение программы на индивидуальном для каждого ребенка уровне. С воспитателями нашего образовательного учреждения взаимодействие осуществляется через участие в методической работе, разработку проектов предметно-развивающей среды, взаимопосещения, просмотр открытых мероприятий, взаимоконтроль.

Положительная динамика изменений в развитии ведущего коммуникативно-личностного компонента, в структуре социального интеллекта детей 6-7 лет, полученная нами в формирующем эксперименте, свидетельствует о необходимости и возможности осуществления целенаправленной развивающей работы с детьми.

 

Заключение

Результаты проведенной нами проектной работы по изучению особенностей развития социального интеллекта детей в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту позволяют сделать следующие выводы:

в старшем дошкольном возрасте складываются субъективные и объективные предпосылки для активного развития у детей социального интеллекта;

- социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста обладает своеобразием своей структуры, включает  в себя коммуникативно-личностный компонент.

- важнейшим условием успешного развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте является интенсивное личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках полноценного общения.

- установлено, что у старших дошкольников преобладающими являются низкий и средний уровни развития коммуникативно-личностного компонента в структуре социального интеллекта. Обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для развития выделенных нами компонентов социального интеллекта у детей.

 По результатам формирующего этапа работы отмечается значительный рост показателей по развитию коммуникативно-личностного компонента социального интеллекта у детей подготовительной к школе группы. По всем направлениям анализа коммуникативного поведения старших дошкольников  получены позитивные изменения.

 

 

Литература

 

 

1. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. Н-Новгород, издательство Н- университета, 1997.

2. Бобнева М.И. Социальное развитие личности./ Соц. психология личности.
М., 1979.-344 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологические исследования). – М.: Просвещение, 1968. – 464с.

4. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М., 1965. - С. 433-456.

5. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха//Дисс. ... канд.психол.наук, СПбГУ, 1997,с. 114- 187.

6. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - 4.1. - СПб., 1995. - С. 48-61.

7. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми, как деятельность. //Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: АПН СССР , 1974.

8. Социальный интеллект теория, измерение, исследования // под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: «Институт психологии РАН», 2004.

9. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте. В сб. Познание. Общество. Развитие. / Сост. и ред. Д.В. Ушаков. - М.: РАН Институт психологии, 1996. - С. 54-75.

10. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984.-С. 63-67.

24 января 2015 в 12:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.