Детский сад №120 "Умка" г. Братск, Иркутской обл.

Конспект

 Сценарий совместной образовательной деятельности

«Путешествие в Арктику»

Для детей старшего дошкольного возраста

 

Ильинкова Гузэлия Ракитовна

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 120»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» «Социализация»

Цель: Формирование целостной картины мира.

Задачи: образовательных областей:

Познание. Познакомить детей с природными условиями Арктики и ее обитателями; сформировать представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; уточнить и активизировать словарь детей по теме «Арктика», развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы, упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;развивать у детей познавательный интерес к деятельности;способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики;развивать интерес к исследовательской деятельности.

Коммуникация: готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение вести диалог, быть доброжелательным.

Социализация. Продолжать развивать деятельность в игре. Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками.  Воспитывать умения договариваться, работать в микро- группах, согласовывать свои  действия, желания с товарищами.
Художественное творчество. Продолжать учить детей лепить по представлению. Передавать характерные особенности образа. Упражнять в умении применять технические приемы: сглаживать, оттягивать, сплющивать. Побуждать использовать в работе дополнительные материалы. Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира.

Словарная работа: Северный полюс, Арктика, не смачивание, белый медведь, тюлень, морж.

 

 

 

Материал:

1; Мультимедийная презентация «Путешествие в Арктику»;

2.  Глобус;

3. 2  емкости для воды и для масла; бумажные  салфетки;

4. карточки лото с изображением диких, домашних животных и животных Арктики (тюлень);

5. Большие карточки лото с изображением леса и скотного двора;

6. Шнурки по количеству детей;

7.  Картинки с изображением рыб по количеству детей;

8. Жетоны по количеству детей.

9. Наборы для продуктивной деятельности: пластилин, стеки, дощечки, черные бусины, щетинки от щетки,  леска.

10. Макет Северного полюса.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская
Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций о природе, животных Арктики;

2.  Чтение энциклопедии;

3. Игры «Кто, где живет», «Кто, чем питается», «Кто, на чем передвигается»;

4.   Беседы воспитателя с детьми, загадывание загадок о животных Арктики;

5.  Разучивание пословиц, поговорок.

 

Сценарий


Игра «Лото животных»

Ведущий — воспитатель. Дети делятся на две команды вокруг больших карт лото с изображениями леса и скотного двора. Им раздаются маленькие карточки с животными леса и скотного двор и тюленя.
Воспитатель: « Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. А вот куда — поможет нам определить игра «Лото животных. Рассмотрите карточки, которые я вам приготовила, и подумайте, где их дом?»

Дети в затруднении — тюлень не похож ни на одно знакомое животное.
Воспитатель: « Куда же мы поместим эту карточку? Кто это?»

Дети: « Это животное — тюлень».

Воспитатель: «Где живёт тюлень?»

Дети: «В холодных водах Северного Ледовитого океана».

Слайд: « Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг».

Воспитатель: « Прежде всего, на глобусе есть два полюса:

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре показать.

Дети показывают северный и южный полюсы на карте и глобусе

Слайд: «Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.

Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?»

Воспитатель: «Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы.

Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

Как вы думаете, что помогает выжить тюленю в условиях Крайнего севера»?  
Дети: Он имеют толстый слой подкожного жира, умеет хорошо плавать, отлично нырять» Да, слой жира  спасает его от переохлаждения.

Слайд: «Рассмотрите арктический пейзаж.  А чем же питаются моржи и тюлени»?

Дети: «Рыбой, которой много в тех местах».

Воспитатель: « А кто ещё любит рыбу»?

Дети: « Птицы».

Воспитатель: «Там, где рыбы много, много птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
А чтобы узнать,  какой рыбой питаются животные  Севера,  мы с вами отправимся на рыбалку».

Игра «Рыбаки».

Воспитатель: « Каждому из вас  предлагается удочка, на конце которой привязана картинка  с изображением рыб. Шнурки между собой перепутаны, их нельзя просто вытягивать. Ваша задача отыскать свой улов, распутав шнурки. Назвать рыбу».
Слайд: Воспитатель: «Пока мы ловили рыб, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз»?  

Ответы детей.

Воспитатель: «Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт и  проверим это предположение».

Опыт «В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая. То есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду, и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть. Эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
Дети: «Жир также не пропускает холодный воздух. Поэтому животные не мерзнут».

Воспитатель:  «Это явление называют несмачивание. А кто ещё из животных использует эту хитрость»?

Дети: «Водоплавающие птицы».

Слайд: Что общего у этих рисунков»?

Воспитатель: « Посмотрите на картинки. Между ними есть что - то общее. Как вы думаете, что их объединяет?
Слайд:У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.  А еще на Северном Ледовитом океане живут морские котики,  тюлени, моржи. Когда они  не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца. Давайте и мы превратимся в моржей и  отдохнем под шум прибоя.

 

Физминутка «Морж».

 Вот лежит огромный морж (дети лежат на животе, ноги вместе руки вытянуты вперед и переворачиваются с боку на бок)

Он похож на толстый корж (ноги поднимают вверх, руки прижаты к полу).

Его бивни устрашают, (руки поднимают вверх, ноги прижаты к полу)

Жир от холода спасает (Встают и обнимают себя руками)

Ну, а если закалятся в ледяной воде купаться (движения пловцов)

То когда – нибудь потом назовут тебя моржом.

 Воспитатель: « У меня карточки белого и синего цвета, возьмите их.  Что бывает в Арктике  белым?»

Дети: «Снег, льдины».

Воспитатель: «Что бывает синего цвета»?

Дети: «моря , океаны».

Воспитатель: « выберете посыльных и получите задание».

Воспитатель: « На картинке изображены животные, живущие в Арктике? Покажите стрелками, кто кем питается».
Слайд:  «Что не так?»

Воспитатель: «Посмотрите на картинку и определите, что здесь не так».
Воспитатель: « НУ вот, ребята, мы с вами совершили путешествие по северному полюсу,  узнали, как животные приспособились к условиям крайнего севера, так давайте определим  как называется дом тюленя?

Дети: « Арктика»

Воспитатель: « А вот и  макет Арктики. Но кого не хватает на северном полюсе?» Ответы детей.

Воспитатель: «Предлагаю вам сесть по удобнее и слепить животного, которого хотите».

Во время работы предлагаю использовать для глаз бусинки, горошину и щетину от щетки или леску для усиков, помогаю ребятам в выполнении задания: подсказываю, исправляю. Готовые поделки ребята выставляют на макет.

Подведение итога занятия
Воспитатель: «Ребята, где мы сегодня побывали?»

Ответы детей
Воспитатель: «С кем познакомились?»

Ответы детей  
Воспитатель:  «Как животные приспособились к условиям Северного полюса?»

Ответы детей

 Воспитатель: «Есть ли среди этих животных травоядные?»

Дети : «Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт.»

Воспитатель:  «Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно?»

Дети: «Одеваться тепло; смазывать кожу лица жиром, например, кремом; не прикасаться к холодным предметам языком или мокрыми руками; не есть снег.»
Прощаемся с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем. 

24 января 2015 в 12:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.